Культовые пещеры
В работе публикуется и анализируется источник, раскрывающий проявление крестьянской ментальности на примере функционирования пещеры у с. Малая Знаменка Каменской волости Мелитопольского уезда Таврической губернии. Это дело «О крестьянине Загвоздкине, устроившем в своем саду пещеры для молитвы по указанию явившегося ему во сне старца», которое велось Синодом с 27 июня по 12 сентября 1874 г., хранящееся в Российском государственном историческом архиве... |
Изучение ландшафта достопримечательного места «природно-культурного комплекса «Дивногорье» является актуальной задачей научного исследования. Но, надо заметить, что исследования последнего времени посвящены, как правило, его природной составляющей. Вместе с тем рассмотрению культурного ландшафта Дивногорья в его сакральной составляющей, интегрирующей компоненты природных и социокультурных комплексов, уделяется меньше внимания.При этом концентрация разновременных сакральных локусов Дивногорья носит уникальный… |
Галиевская пещера вырублена в меловых обнажениях правого крутого берега р. Дон, у северо-восточной окраины с. Галиевка Богучарского района Воронежской области. В настоящее время суммарная протяженность ее ходов составляет 198 м. Первое рукописное описание данного памятника было составлено представителями Воронежской секции спелеологии в 1980-е гг. В 1989 г. спелеологами, под руководством Э.В. Гольянова, был составлен первый схематический план памятника... |
В мае 2015 г. в ходе межрегиональной экспедиции Русского географического общества (Москва, Cанкт-Петербург, Калуга, Калач, Павловск) были изучены два культовых подземных объекта у с. Старая Криуша Петропавловского района Воронежской области. Один из них, ранее обнаруженный воронежской секцией спелеологии, (Старая Криуша-1)
в настоящее время имеет общую протяженность ходов 184 м, второй, ранее неизвестный (Старая Криуша-2), – 42 м... |
Пещерный монастырь у с. Шмарное является малоизвестным памятником истории и культуры. Впервые на него обратил внимание в конце XIX в. Д. М. Струков, оставив после себя следующую запись: «В Старооскольском уезде, в 2-х верстах от села Шмарное, в лесу, на окраине песчаной лощины, в меловой горе находится пещера с помещениями особого устройства, церковью…». В 1999 г. пещере уделил несколько абзацев К. Е. Битюгин, опубликовав план памятника. В сентябре 2007 г. пещера была исследована автором… |
Задачей нашего исследования является выяснение места и форм подземножительства в русской аскетической традиции. Учитывая огромный массив агиографической литературы, анализ строится на основе выборки, представленной в «Житиях святых святителя Дмитрия Ростовского» и «Житиях русских святых» 2011 года издания. В связи с задачей нашего исследования акцент делается на чине преподобных. Нами было проанализировано 304 жития преподобных, почитающихся в восточной христианской традиции и подвизающихся вне Руси… |
Данное подземелье является наименее изученным из пещер Дивногорской группы. Малая изученность объекта объясняется несколькими факторами. Во-первых, относительно поздним строительством пещеры и нахождением ее вне пределов часто посещаемых территорий Дивногорского монастыря и музея-заповедника, во-вторых, труднодоступностью этого памятника. Благодаря этому в пещере сохранились уникальные рисунки и надписи, которые характеризуют духовную жизнь региона в XIX-XX вв... |
Феномен пещерокопательства в XIX веке в рамках народной православной традиции хорошо известен в литературе. Его осмыслению помогает уникальный случай современного сооружения подземелья близ с. Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Летом 2010 года автору удалось взять интервью у строителя Новой Костомаровской пещеры Ляховского Ивана Владимировича, коренного жителя села Костомарова… |
В ходе археологических исследований лесостепного Подонья было обнаружено значительное число рукотворных пещер, которые можно разделить на 3 группы: пещеры, образованные при добыче горных пород для бытовых нужд; пещеры, созданные во время войн (служили укрытиями, подземными ходами); пещеры, использовавшиеся отшельниками для подвигов молитвы и для богослужений. В данной статье рассказывается о пещерах, использовавшихся для частной молитвы или для богослужения, в рассматриваемом регионе известно 58 таких подземных сооружений… |
В настоящее время растет интерес к памятникам культуры, сформировавшимся в русле христианской традиции. Особое звучание приобретает изучение пещер. Их уникальность и глубина монументальной традиции притягивает исследователя. Если можно так выразиться, подземным храмам повезло больше, чем наземным святыням. Меловая порода крепче держит крупицы истории, чем кирпич и железо на дневной поверхности. Особенно это заметно в периоды социальных и природных катаклизмов… |