Пещеры в урочище Шатрище на Среднем Дону в XIX в. по материалам РГИА

Культовые пещеры

Пещеры в урочище Шатрище на Среднем Дону в XIX в. по материалам РГИА

В данной статье публикуется архивный материал, обнаруженный автором в Российском государственном историческом архиве (РГИА). В нем повествуется о пещерокопателе Михаиле Полиеве, который с 1840 года более 30 лет вырубал в меловой толще горы Шатрище ход длиной в 60 сажень. Также в статье приводится наиболее полное из дошедших до нас описаний пещерного храма, сделанное священником Автономовым в конце XIX века. На тот момент времени пещерная церковь, созданная в XVII веке, имела длину 18 аршин, ширину 8 аршин. Свод поддерживался двумя искусственными арками, укрепляющими давшую трещину скальную породу. В храме было два окна с решетками и двое дверей. На стенах были написаны масляными красками потемневшие от времени иконы, перед которыми горели лампады. Алтарь был размером 7 аршин длины на 7 аршин ширины, в нем был престол из дерева. До настоящего времени храм не сохранился, но сохранились пещерные коридоры общей протяженностью, по измерениям А. Гунько, 280 м. Они входят в состав «Природно-культурного комплекса "Дивногорье"» и привлекают к себе внимание паломников и туристов.


The article presents archive materials found by the author in the Russian State Historical Archive (RSHA). It centers around a cave digger Mikhail Poliev who had been cutting out the passage of 60 sazhens (old Russian lineal measure equal to 2.13 m) over 30 years since 1840 in a chalk hill of Shatrishche. The article also contains the most complete surviving description of the cave temple by priest Avtonomov written in late 19th century. By that time the church, created in 17th century, was 18 arsheens (old Russian lineal measure, about 28 inches) in length and 8 arsheens in width. The arch ceiling was supported by two built up arches which enforced the massive rock having a crack by that time. The temple had two windows and two doors. There were oil-painted time-stained icons on the walls with lampads hanging in front of them. The altar was 7 arsheens in length and 7 arsheens in width, it had an altar table made of wood. The temple has not survived by now, but there are cave corridors of 280 m in total, according to measurement of A. Gunko. They are a part of Natural and Cultural Complex “Divnogorye” and attract pilgrims and tourists.
Степкин В. В. Пещеры в урочище Шатрище на Среднем Дону в XIX в. по материалам РГИА // Спелеология и спелестология. Сборник материалов VIII Международной научной конференции. – Набережные Челны: НГПУ, 2017. С. 306–308.

Скачать | Download 2.19 Mb
33 0